Отказное письмо для самозанятых

Этот документ не обязателен для самозанятых, но все же в некоторых случаях лучше, чтобы он был. В статье разберем, что это такое, в каких случаях необходимо и может ли самозанятый оформить отказное письмо самостоятельно.

Что такое отказное письмо

Оно может понадобиться, чтобы подтвердить отсутствие необходимости получения сертификата или декларации на продукцию. Документ может послужить доказательством того, что данный товар не подлежит обязательному контролю безопасности и соответствия техническим регламентам. 

Наиболее распространенные разновидности отказных писем — это свидетельства для торговли и таможенной службы. Без первого вида самозанятый не сможет поставлять свою собственную продукцию, а также заниматься реализацией на онлайн-площадках. Без второго — отправлять свои товары в страны ЕАЭС.

Зачем самозанятому отказное письмо

Чтобы разобраться, нужно ли отказное письмо самозанятому, стоит рассмотреть, что такое сертификация и декларирование и для чего они нужны. 

Сертификат и декларация свидетельствуют о соответствии продукта или товара требованиям и стандартам. В случае декларации ответственность за качество полностью возлагается на самозанятого. Если же оформлен сертификат, то эту ответственность делит и организация, которая этот документ выдала. 

Качество товаров и их безопасность для человека и окружающей среды регулируется законами Российской Федерации. Для этого есть технические регламенты и нормы, где указаны требования. 

Чтобы получить сертификат или декларацию, продукцию относят в специальную лабораторию, где она проверяется на качество. Такую процедуру могут пройти только индивидуальные предприниматели и ООО. 

Поэтому самозанятый может продавать продукцию физическим лицам без соответствующих свидетельств. Но при реализации через офлайн магазины и маркетплейсы понадобится сертификат или декларация. 

Если же товар не входит в список продукции подлежащей сертификации, можно получить отказное письмо самозанятому. Это позволит продавать свои товары через магазины и онлайн-площадки. 

Само по себе отказное письмо не является заменой декларации или сертификата. Оно дает право реализовывать продукцию с через посредников. 

Когда может понадобиться отказное письмо 

Выделим три основных ситуации, когда самозанятому необходим этот документ.

  1. Продажа продукции через магазины или в точки общественного питания. На товары необходимы свидетельства, поэтому ваш клиент может отказаться от сделки. Отказное свидетельство поможет преодолеть этот барьер.
  2. Выход на маркетплейсы. Онлайн-площадка не может реализовать товары без документов, подтверждающих качество. Поэтому, если товар подлежит обязательной сертификации, самозанятые не смогут его продавать. Для остальной продукции понадобиться отказное письмо.
  3. Торговля со странами ЕАЭС. Таможенная служба проверяет продукцию на соответствие техническим регламентам. Если для данных товаров нет такой необходимости, понадобиться отказное письмо. В этом случае подойдет вариант, выданный ВНИИС.

Для каких товаров нужно оформить документ 

Определенного списка товаров и продукции нет. В первую очередь необходимо ориентироваться на перечень для обязательной сертификации. Если вашего товара в там нет, то, с большой вероятностью, понадобиться отказное письмо самозанятому роспотребнадзора.  Чаще всего это: бижутерия и аксессуары для волос, товары для украшения интерьера, садовый инвентарь, сувениры, товары для животных (кроме питания). 

Почему стоит оформить это свидетельство

Самозанятые продавцы и изготовители не обязаны предоставлять отказное письмо. Но благодаря ему можно избежать разных проблем.

  1. Потеря времени. В некоторых случаях органы контроля могут быть в сомнении насчет того, что продукции не нужен сертификат или декларация. Все это время, пока идут проверки и выяснения обстоятельств, вы не сможете заниматься реализацией товаров или отправкой их в другие страны.
  2. Возможность блокировки на онлайн-площадке. Маркетплейс может запросить у вас отказное письмо в ходе обычной проверки, а иногда после многочисленных негативных отзывов покупателей. Если вы не успеете предоставить документ в срок, то товар заблокируют. В случае, когда писем нет на большинство продукции, может быть заблокирован сам аккаунт. Вернуться к продажам можно будет только после оформления и предоставления всех бумаг. 

Где самозанятому оформить отказное письмо

Есть несколько вариантов, где его можно заказать. 

  • Роспотребнадзор. Организация выдает этот документ бесплатно после подачи заявления и предоставлении всей необходимой информации о продукте. Роспотребнадзор отказное письмо часто не выдает, ссылаясь на то, что оно необязательно.  
  • Сертификационные центры. Предоставляют платные услуги и оформляют свидетельство независимо от статуса. Для этого нужно заявление и данные о товаре. 
  • ВНИИС. Организация, которая занимается отказными письмами для таможенной службы. Другие варианты на границе не рассматривают.

Необходимые для оформления документы

Список документов, который необходимо предоставить для получения отказного письма самозанятому, зависит от категории продукции. Точный перечень вам предоставит организация, которая будет оформлять письмо. Можно выделить основные документы:

  • Заявление на имя организации по установленному образцу
  • Информация о заказчике: ФИО, ИНН, паспортные данные
  • Список товаров для указания в письме
  • Подробная характеристика продукции, код ОКП или ТН ВЭД
  • В случае импорта необходимо предоставить контракт или инвойс.

Требования к документу

Общепринятых требований к документу нет. Выделили основные пункты, на которые нужно обратить внимание при получении:

  • Письмо составлено на бланке с логотипом организации, печатью и подписью;
  • Содержит информацию о компании, которая составила свидетельство, и сведения о заказчике;
  • Проставлены дата составления свидетельства и его исходящий номер;
  • Указан список продукции (до 20 наименований в одном бланке), а также код ОКП или ТН ВЭД;
  • Документ ссылается на законодательство и регламенты;
  • Указано, что нет необходимости для обязательного декларирования и сертификации продукции. 

Сколько действует отказное письмо

Можно сказать, что у отказного письма нет срока действия, за исключением двух случаев. Первый, когда дату действия указывают на самом документе. Чаще всего она составляет 12 месяцев. И второй, когда возникают изменения в перечне и товар начинает попадать под обязательную сертификацию. Стоит отметить, что этот список постоянно обновляется, и раз в год необходимо отслеживать нормативы, чтобы проверить, не затронули ли его изменения.

Заключение

Выделим основные тезисы, касаемых документа для самозанятого:

  1. Отказное письмо не является заменой сертификата или декларации, а дает право самозанятому реализовать свои товары через индивидуальных предпринимателей, ООО или за границу.
  2. Такой документ может быть составлен для всех товаров, которые не подлежат обязательной сертификации.
  3. Свидетельство можно составить через Роспотребнадзор, центры сертификации или ВНИИС в случае продажи за границу.
  4. Заказать документ довольно просто: необходимо заполнить заявление и предоставить подробную информацию о продукте.
  5. Письмо может быть составлено в свободной форме, но содержать обязательный пункты: информацию о заказчике и исполнителе, перечень продукции, дату, печать, подпись. 
  6. Срок действия документа определяется датой на нем или изменениями в регламенте. В остальных случаях он не имеет срока действия.

Остались вопросы? Задайте их консультанту!

Вы можете получить бесплатную консультацию по вопросам сертификации: уточнить порядок, сроки и стоимость сертификационных работ; узнать в каких сферах требуется сертификация, какие документы на продукцию необходимо предоставить и как избежать трудностей при оформлении.
Ваш консультант — Дмитрий
+7 (343) 2887982

    Нажатие кнопки «Отправить письмо» означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности.